Литературный час "В лабиринтах Борхеса"

Литературный час "В лабиринтах Борхеса"
Литературный час "В лабиринтах Борхеса"
Литературный час "В лабиринтах Борхеса"
Литературный час "В лабиринтах Борхеса"
Литературный час "В лабиринтах Борхеса"
Литературный час "В лабиринтах Борхеса"
Фото: www.berlib.ru

Хорхе Луис Борхес – один из самых известных писателей ХХ века, во многом определивший облик современной литературы. 125-летию великого аргентинского писателя посвящается литературный час "В лабиринтах Борхеса".

 

 

У меня есть несколько любимых писателей, например, Роб-Грийе и Борхес.
Как свободно и приятно дышится в их великолепных лабиринтах!
Я люблю их ясную мысль, эту чистоту и поэзию, эти миражи в зеркалах.
Владимир Набоков


Хорхе Луис Борхес (1899-1986)


Хорхе Луис Борхес – ровесник XX века. Без малого столетие был он свидетелем грозных событий, но они как-то мало отразились в творчестве писателя. "Каждый по-своему воображает рай, мне он с детских лет представлялся библиотекой" , – писал Борхес. В 1937 году он поступил на работу в небольшую библиотеку на окраине Буэнос-Айреса и работал там 9  лет. Работы было немного, молодой библиотекарь справлялся за час, остальное время он наслаждался чтением, спуcкаясь в подвал книгохранения.

Начитанность Борхеса впечатляет, она включает весь литературный и философский опыт человечества от Вергилия до Шопенгауэра. Хорхе Луис только книжник, существующий вне времени и пространства, его бог – слово. Можно наслаждаться очарованием, проникаться интонацией, слушать музыку слова. Весь мир – сплошная цитата! "Кроме цитат нам уже ничего не осталось. Наш язык – система цитат", – говорил Борхес. Словом можно апеллировать как инструментом. Ах, с каким удовольствием писатель пользуется этим цитатником, перевёртывая с ног на голову аналогии, строя философские лабиринты, загадывая шарады.

Читателю, воспитанному на лучших образцах русской литературы, не всегда понятны и не по вкусу отстранённость и холодность этих постмодернистских построений. Гораздо ближе другой постмодернист – Набоков, его головоломки изящны и всегда угадывается моральный посыл автора.

Хорхе Борхес не создал объёмных произведений. Его наследие – 400 рассказов и 200 стихотворений . "Писать большие книги – изнурительная, бессмысленная прихоть… Гораздо лучше притвориться, что эти книги уже существуют и написать к ним послесловие или комментарий" , – говорил он.

Писатель создал новый жанр – рецензии на несуществующие книги , одна из них "Пьер Менар – автор Дон Кихота" (1938). "Нет такого интеллектуального упражнения, которое в итоге не принесло бы пользы" , – пишет Борхес в своем рассказе и предлагает читателю это упражнение. Большая смелость писать аналогию книги "всех времён и народов". Но по мнению рецензента сочинение Менара "более тонкое" и "более богатое", чем "Дон Кихот" Сервантеса. А ещё оно двусмысленное. А как же? Ведь Сервантес писал в XVII веке, а Менар в XX. Абсурд, конечно. Может быть, это игра со временем?

Требования к читателю Борхес предъявлял высокие, но иногда относился к нему вполне гуманно, облекая свои философские лабиринты в детективную форму. Герой рассказа "Сад расходящихся тропок" (1941) китаец Ю Цун, агент германской разведки, рассказывает, как удалось изменить ход событий Первой мировой войны и чего это ему стоило. Ю Цун должен встретиться с китаистом Стивеном Альбертом и убить его. Попасть к учёному нетрудно, ведь Ю Цун правнук известного китайского писателя Цюй Пэна, оставившего после себя неразрешимые загадки: якобы им созданные лабиринт и роман. Но где они? Прогуливаясь по саду расходящихся тропок, посаженому когда-то Цюй Пэном, Альберт и Ю Цун  решают: сад, роман и лабиринт – единое целое, здесь зашифровано время и переплетаются реальности. "В отличие от Ньютона и Шопенгауэра ваш предок не верил в единое, абсолютное время. Он верил в бесчисленность временных рядов, в растущую, головокружительную сеть расходящихся, сходящихся и параллельных времен" , – говорит Стивен Альберт собеседнику. Всё, задачка решена. Агент убивает учёного. Ведь реальностей много, в другой реальности Альберт может быть живым. Блестящее утешение! И задание разведки выполнено.

Борхес удивляет, создаётся впечатление, что человек для него чисто статистическая или философская единица. Человеку Борхеса не больно. Это особенно заметно в книге "Всеобщая история бесчестья" (1934) . Как относится автор к героям книги, видно из названия. Да и недостойны сочувствия эти головорезы и выродки, получившие признание или деньги путём отвратительных преступлений. Но что побудило Борхеса написать эту книгу – непонятно. Возможно, он увидел в этой поножовщине какую-то ковбойскую героику. Ведь автор южный человек – аргентинец.

Cамое известное и, наверное, совершенное произведение Борхеса – рассказ "Алеф" (1945) . Герой его пережил большую драму – потерю любимой женщины. Имя Беатрис Витербо священно и рассказчик старается поддерживать связь с семьёй Беатрис. Так он знакомится с её двоюродным братом Карлосом Данери. Общение с посредственным писателем и надоедливым собеседником обременительно, но Данери и не настаивает. Вдруг неожиданный звонок, голос Карлоса взволнован, он рассказывает, что должны снести его дом, но ведь там Алеф. "Что за сумасшествие?" – вопрошает автор, но решает посмотреть на чудо по имени Алеф. Оно действительно существует – это точка бесконечности, в которой отражается вся Вселенная и можно увидеть любую другую точку мира без искажения. "Я увидел маленький, радужно отсвечивающий шарик ослепительной яркости. Сперва мне показалось, будто он вращается, потом я понял, что иллюзия движения вызвана заключёнными в нем поразительными, умопомрачительными сценами… Я видел густо населённое море, видел рассвет и закат, видел толпы жителей Америки, видел серебристую паутину внутри черной пирамиды, видел бесконечное число глаз рядом с собою, которые вглядывались в меня, как в зеркало, видел все зеркала нашей планеты, и ни одно из них не отражало меня, видел лозы, снег, табак, рудные жилы, испарения воды, видел выпуклые экваториальные пустыни и каждую их песчинку, видел женщину, которую никогда не забуду" . Красиво, правда?

Но больше всего мне понравились эссе "Семь вечеров" . Каждый вечер посвящён одной теме. "Божественная комедия" Данте, сказки "Тысячи и одной ночи" – любимые книги Борхеса. Писатель размышляет о сновидениях, буддизме, каббале и, конечно, о поэзии. Это совсем другой Борхес. Автор не стремится к полному раскрытию темы, поражает бережное, трепетное отношение к излагаемому материалу, чувство чистоты и даже нежности.

В пятидесятые годы прошлого века на писателя обрушились две напасти, которые он воспринимал как испытания. "Слава и слепота пришли ко мне одновременно" , – говорил писатель. В 55 лет Борхес совсем ослеп, он не мог самостоятельно читать и писать. Седьмая глава книги "Семь вечеров" называется "Слепота". В ней Борхес писал: "Бедствия, унижения, раздоры. Это дается нам, чтобы мы преобразились, чтобы из бедственных обстоятельств собственной жизни создали нечто вечное или притязающее на то, чтобы быть вечным".

 

Подготовила Л. А. Давыдова, библиотека № 11

"В лабиринтах Борхеса": список СКАЧАТЬ >>>


Новости соседних регионов по теме:

Каламбур литературный «Совпадение? Не думаю!»- мероприятие было было посвящено известным писателям-однофамильцам.
15:54 01.10.2024 Долгопрудненская ЦБС - Долгопрудный
 
По теме
Второе место поделили учреждения ИК-35 и ИК-37 Фото: ГУФСИН России по Пермскому краю В учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю подвели итоги конкурса на лучший ландшафтный дизайн.
Комсомольская Правда
Пушкинская карта_Пермь_Петропавловская,73А - Новый Компаньон Они бесплатно посещают театры, музеи, выставки, концерты и киносеансы В Пермском крае около 67% молодых людей оформили Пушкинскую карту, которую регулярно используют для того чтобы бесплатно посещать культурные мероприятия.
Новый Компаньон